Музыкотерапия

muzikoterapiya

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей.

Эксперименты показали, что духовная музыка активизирует клетки организма и мешает размножению ряда патогенных бактерий. И хотя в современном мире музыкотерапия не может соревноваться по своей популярности с лекарствами, медики обратили внимание на то, что музыка обладает некоторым целебным действием.

Физического здоровья без здоровья духовного не бывает. Уникальность музыкотерапии в том, что она одновременно исцеляет не только тело, но и душу человека, помогая им слиться в единое гармоничное целое.

Когда молодой француз Жерар Депардье отправился завоевывать Париж, ему мешало одно - он сильно заикался. Врач, к которому обратился будущий актер, посоветовал ему в течение двух часов ежедневно слушать Моцарта. Через два месяца Депардье был совершенно здоров, от заикания не осталось и следа. Подобное исцеление ученые называют "эффектом Моцарта". Дело в том, что многие функции центральной системы человека имеют цикличность - 30 секунд. В музыке Моцарта чаще всего и выдержан этот 30-секундный ритм чередования "тихо-громко", который соответствует биотокам головного мозга. В музыке гения много звуков высокой частоты, что напрямую стимулирует мышление и тренирует память. Не случайно во всем мире Моцарта называют "солнечным" композитором. Высокие частоты в его произведениях несут мощный энергетический заряд для всего организма.

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования?

У детей пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Порой музыка может разрушать организм. Доказано, что при долгом звучании громкой тяжелой рок-музыки в помещении гибли растения. Интересный эксперимент провели западные психологи. Они предложили беременным женщинам прослушать "тяжелую" музыку. Оказалось, что плод в это время пережил сильнейший стресс, нарушились жизненно важные процессы в организме матери и будущего ребенка - началась отслойка плаценты. Если женщина слушала легкую классическую музыку, ребенок успокаивался.

Известны опыты японских исследователей. Они изучали действие музыки на обычную воду. Выяснилось, что звуковые колебания меняют структуру льда. При грохотании хард-роковых композиций кристаллы напоминают разорванную паутину. "Прослушав" классическую симфоническую музыку, вода после заморозки имела вид кристаллов

необыкновенной красоты.

Какую музыку должны слушать дети?

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся детей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Мамам на заметку!

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сейчас у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении или кассеты с классикой, аранжированной специально для детей.

для детей старше шести лет